«О таком количестве главных партий могла только мечтать»
С самого детства она обожала петь. Всегда и везде. И не успев отпраздновать свой шестой день рождения, уже выступала на сцене ухтинского Дворца культуры.
досье
Ольга Селиверстова
Оперная певица
Годы спустя, ей аплодировал Париж. А теперь она покоряет Москву. С сентября выпускница музыкальной школы № 1 Ольга Селиверстова сменила Гранд-опера на основную труппу Большого театра.
– Как Вы стали заниматься музыкой?
– Я родилась и выросла в окружении искусства. Родители – творческие во всех отношениях люди, танцевали в ансамбле «Нежность». В пять лет поступила в музыкальную школу на хоровое отделение. Очень повезло с педагогами. Светлана Прокопьевна Корепанова занималась со мной сольно, а Ася Михайловна Снегирева предлагала солировать в хоре. Их вера и поддержка вдохновили меня на серьезные занятия.
– И что было после?
– Окончила технический лицей с золотой медалью, поступила в УГТУ на экономику. Продолжала заниматься со Светланой Прокопьевной. После победы в 2002 году в Инте на конкурсе юных вокалистов на приз Ольги Сосновской начала готовиться к поступлению в Московскую консерваторию. Еще во время учебы стала ездить на различные конкурсы, в том числе и в Европу. Появились первые европейские контракты. В Париж ехала совершенно на другое прослушивание. От друзей узнала, что в это же время Парижская национальная опера проводит отбор для молодежной программы. Решила попробовать, и меня приняли!
– Европейские контракты?
– Один из наиболее ярких – телешоу в Германии Emmerich Smola Forderpreis на немецком канале SWR с оркестром Deutschen Radio Philarmonie Orchestra (Немецкий государственный филармонический оркестр радио). Шесть певцов со всего мира, представители каждого типа голоса – колоратурное сопрано (я), центральное сопрано, меццо, тенор, баритон, бас. Наши репетиции, нерабочее время снимали на камеру, брали интервью, заглядывали в гримерки, чтобы показать зрителям, как мы настраиваемся перед концертом. Передача состояла из двух частей – фильма и не- посредственно концерта.
– Будучи во Франции с какими трудностями сталкивались?
– Первый год в Париже был одновременно последним годом в консерватории. Приходилось летать в Москву каждый месяц, иногда даже на один день, чтобы сдать госэкзамены. Свой дипломный спектакль – «Травиату» – пела с одной оркестровой репетиции.
– Расскажите о своей работе. Какие роли наиболее запомнились?
– Первая парижская постановка была на сцене легендарного Пале Гарнье, роль Феи Росы в опере «Гензель и Гретель». Впечатления невероятные: звездный состав, премьера в Парижской опере, волшебные костюмы и счастье петь на сцене самого красивого театра в мире. Наиболее запомнились, пожалуй, моцартовские Донна Анна («Дон Жуан») и Фьордилиджи («Так поступают все»). Очень драматические роли, потребовавшие серьезной работы. Смысл парижской молодежной программы заключался именно в доскональной проработке и подготовке ролей. Это мне пригодилось и в других оперных компаниях.
– Как прошел переход в Большой театр?
– Очень рада здесь работать. Конечно, все по-другому, некоторые организационные моменты пока непривычны, но работа кипит, все успешно функ- ционирует.
– Какие роли уже успели сыграть?
– В октябре дебютировала партией Мюзетты в «Богеме», затем спела Бригитту в премьерном блоке «Иоланты». Впереди несколько концертов, к Новому году учу партию Герды из «Истории Кая и Герды». На следующее полугодие запланированы еще несколько вводов, в том числе Фьордилиджи («Так поступают все») и Сюзанна («Свадьба Фигаро»). Честно говоря, о таком количестве главных партий в первый год работы я могла только мечтать.
– А есть любимая?
– На сегодняшний день, пожалуй, Мюзетта. Это персонаж, который поднимает настроение не только зрителям, но и всем участникам спектакля. Моя Мюзетта эффектная, живая и темпераментная. Символично, что дебют состоялся именно с этой партии.
– Вам приходится петь и на иностранных языках. На каком исполнять свои партии легче?
– Лично мне легко петь по-французски и по-итальянски. В немецком тоже есть своя певучесть. Поются не только гласные, но и согласные, это очень красиво. А вот по-русски и по-английски исполнять оперу не так удобно. В любом случае, важно разговаривать на языке, на котором поешь.
– Вы их учите специально?
– Да, владею английским, французским и итальянским. Немецкий учу, знаю основы. Начинала сама, а с практикой приходит свобода. Кстати, когда приехала во Францию, мне казалось, что я хорошо говорю по-французски, но попав в среду, поняла, что еще много работы. За первый год подтянула французский и итальянский.
– В ближайшее время намечаются гастроли?
– В конце ноября будет концерт в Париже. Меня приглашают уже в четвертый раз, это очень приятно. Стараюсь по возможности сохранять свои связи в Европе.
– Как проходит Ваш рабочий день?
– Зависит от занятости в текущих спектаклях. Это могут быть и репетиции по шесть часов, и единичные вызовы на два. Перед премьерой несколько дней мы были в театре с 10 утра до 10 вечера, ведь кроме оркестровых и сценических репетиций нужно было успеть померить костюмы.
– С кем из именитых солистов успели поработать?
– В моей дебютной «Богеме» партию Марселя исполнил потрясающий баритон Василий Ладюк. В «Иоланте» огромное удовольствие было работать на одной сцене с Вячеславом Почапским, который спел Короля Рене. Будучи студенткой консерватории, я заслушивалась их прекрасными голосами. Огромное счастье работать с этими людьми в одном спектакле.
– Есть такие партии, за которые страшно браться?
– Да, это Виолетта! Я очень трепетно отношусь к этой партии, она стала моей дипломной работой, но мое видение роли как вокально, так и драматически сильно изменилось за последние три года. Поэтому на какое-то время решила ее отложить.
– А какую музыку предпочитаете в повседневной жизни? Что обычно звучит в ваших наушниках?
– Очень много оперы, потому что иногда приходится учить быстро и на слух. А вообще, самую разную – «Звери», Beyonce, Aguilera, Stromae.
– Самый необычный подарок от поклонников?
– Бывали разные: билеты на концерт, мягкие игрушки и даже концертное платье. Самый веселый получала от коллеги. В Европе принято на премьеру дарить друг другу маленькие подарки. На репетиции поранила колено, в качестве презента получила ярко-синий лейкопластырь с рисунками, выступала с ним (смеется).
– Бытует мнение, что квартиры многих артистов после концертов похожи на цветочный магазин...
– Да, после исполнения главных партий цветы в одиночку не унесешь. И это очень приятно. А во Франции все подарки относят сразу в гримерку. В этом есть смысл.
– Как Вы стали заниматься музыкой?
– Я родилась и выросла в окружении искусства. Родители – творческие во всех отношениях люди, танцевали в ансамбле «Нежность». В пять лет поступила в музыкальную школу на хоровое отделение. Очень повезло с педагогами. Светлана Прокопьевна Корепанова занималась со мной сольно, а Ася Михайловна Снегирева предлагала солировать в хоре. Их вера и поддержка вдохновили меня на серьезные занятия.
– И что было после?
– Окончила технический лицей с золотой медалью, поступила в УГТУ на экономику. Продолжала заниматься со Светланой Прокопьевной. После победы в 2002 году в Инте на конкурсе юных вокалистов на приз Ольги Сосновской начала готовиться к поступлению в Московскую консерваторию. Еще во время учебы стала ездить на различные конкурсы, в том числе и в Европу. Появились первые европейские контракты. В Париж ехала совершенно на другое прослушивание. От друзей узнала, что в это же время Парижская национальная опера проводит отбор для молодежной программы. Решила попробовать, и меня приняли!
– Европейские контракты?
– Один из наиболее ярких – телешоу в Германии Emmerich Smola Forderpreis на немецком канале SWR с оркестром Deutschen Radio Philarmonie Orchestra (Немецкий государственный филармонический оркестр радио). Шесть певцов со всего мира, представители каждого типа голоса – колоратурное сопрано (я), центральное сопрано, меццо, тенор, баритон, бас. Наши репетиции, нерабочее время снимали на камеру, брали интервью, заглядывали в гримерки, чтобы показать зрителям, как мы настраиваемся перед концертом. Передача состояла из двух частей – фильма и не- посредственно концерта.
– Будучи во Франции с какими трудностями сталкивались?
– Первый год в Париже был одновременно последним годом в консерватории. Приходилось летать в Москву каждый месяц, иногда даже на один день, чтобы сдать госэкзамены. Свой дипломный спектакль – «Травиату» – пела с одной оркестровой репетиции.
– Расскажите о своей работе. Какие роли наиболее запомнились?
– Первая парижская постановка была на сцене легендарного Пале Гарнье, роль Феи Росы в опере «Гензель и Гретель». Впечатления невероятные: звездный состав, премьера в Парижской опере, волшебные костюмы и счастье петь на сцене самого красивого театра в мире. Наиболее запомнились, пожалуй, моцартовские Донна Анна («Дон Жуан») и Фьордилиджи («Так поступают все»). Очень драматические роли, потребовавшие серьезной работы. Смысл парижской молодежной программы заключался именно в доскональной проработке и подготовке ролей. Это мне пригодилось и в других оперных компаниях.
– Как прошел переход в Большой театр?
– Очень рада здесь работать. Конечно, все по-другому, некоторые организационные моменты пока непривычны, но работа кипит, все успешно функ- ционирует.
– Какие роли уже успели сыграть?
– В октябре дебютировала партией Мюзетты в «Богеме», затем спела Бригитту в премьерном блоке «Иоланты». Впереди несколько концертов, к Новому году учу партию Герды из «Истории Кая и Герды». На следующее полугодие запланированы еще несколько вводов, в том числе Фьордилиджи («Так поступают все») и Сюзанна («Свадьба Фигаро»). Честно говоря, о таком количестве главных партий в первый год работы я могла только мечтать.
– А есть любимая?
– На сегодняшний день, пожалуй, Мюзетта. Это персонаж, который поднимает настроение не только зрителям, но и всем участникам спектакля. Моя Мюзетта эффектная, живая и темпераментная. Символично, что дебют состоялся именно с этой партии.
– Вам приходится петь и на иностранных языках. На каком исполнять свои партии легче?
– Лично мне легко петь по-французски и по-итальянски. В немецком тоже есть своя певучесть. Поются не только гласные, но и согласные, это очень красиво. А вот по-русски и по-английски исполнять оперу не так удобно. В любом случае, важно разговаривать на языке, на котором поешь.
– Вы их учите специально?
– Да, владею английским, французским и итальянским. Немецкий учу, знаю основы. Начинала сама, а с практикой приходит свобода. Кстати, когда приехала во Францию, мне казалось, что я хорошо говорю по-французски, но попав в среду, поняла, что еще много работы. За первый год подтянула французский и итальянский.
– В ближайшее время намечаются гастроли?
– В конце ноября будет концерт в Париже. Меня приглашают уже в четвертый раз, это очень приятно. Стараюсь по возможности сохранять свои связи в Европе.
– Как проходит Ваш рабочий день?
– Зависит от занятости в текущих спектаклях. Это могут быть и репетиции по шесть часов, и единичные вызовы на два. Перед премьерой несколько дней мы были в театре с 10 утра до 10 вечера, ведь кроме оркестровых и сценических репетиций нужно было успеть померить костюмы.
– С кем из именитых солистов успели поработать?
– В моей дебютной «Богеме» партию Марселя исполнил потрясающий баритон Василий Ладюк. В «Иоланте» огромное удовольствие было работать на одной сцене с Вячеславом Почапским, который спел Короля Рене. Будучи студенткой консерватории, я заслушивалась их прекрасными голосами. Огромное счастье работать с этими людьми в одном спектакле.
– Есть такие партии, за которые страшно браться?
– Да, это Виолетта! Я очень трепетно отношусь к этой партии, она стала моей дипломной работой, но мое видение роли как вокально, так и драматически сильно изменилось за последние три года. Поэтому на какое-то время решила ее отложить.
– А какую музыку предпочитаете в повседневной жизни? Что обычно звучит в ваших наушниках?
– Очень много оперы, потому что иногда приходится учить быстро и на слух. А вообще, самую разную – «Звери», Beyonce, Aguilera, Stromae.
– Самый необычный подарок от поклонников?
– Бывали разные: билеты на концерт, мягкие игрушки и даже концертное платье. Самый веселый получала от коллеги. В Европе принято на премьеру дарить друг другу маленькие подарки. На репетиции поранила колено, в качестве презента получила ярко-синий лейкопластырь с рисунками, выступала с ним (смеется).
– Бытует мнение, что квартиры многих артистов после концертов похожи на цветочный магазин...
– Да, после исполнения главных партий цветы в одиночку не унесешь. И это очень приятно. А во Франции все подарки относят сразу в гримерку. В этом есть смысл.
Олеся Колесник kolesnik@nepsite.ru