Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

«Не люблю дешевый эталон»

Недавно в рамках кинофестиваля о правах человека «Сталкер» в Сыктывкаре прошла премьера фильма «Охрана». На встречу со зрителями прилетал режиссер картины Александр Прошкин.
«Не люблю дешевый эталон»
досье
Александр Прошкин
— советский и российский кинорежиссёр, актёр, Народный артист Российской Федерации (1995), лауреат Государственной премии СССР (1989).
Зал Гимназии искусств был забит, что называется, под завязку. Свободных мест не было даже на балконе. Такой ажиотаж был связан, конечно, прежде всего, с тем, что главную роль в картине исполнила сыктывкарская актриса Мария Коровина, (к слову, выпускница Гимназии искусств).

- Я очень рад побывать на родине героини нашего фильма, и я понимаю, что купаюсь в лучах славы Маши, - улыбаясь, отметил гость.

Самой Марии на премьере не было. Этим летом она оставила труппу академического театра драмы им. В. Савина и переехала в Чебоксары, где занимается теперь отнюдь не творческой работой. Почему и отчего – никто пока толком не знает, а сама она не рассказывает.

За роль Клавдии в фильме «Охрана» у нее уже есть приз кинофестиваля «Окно в Европу» (г. Выборг») и за тем, как примут ее работу земляки, девушка тоже очень переживала. Опасения были напрасны. Фильм всем понравился. Зал встретил режиссера горячими аплодисментами до фильма, а уж после него и вовсе устроил овацию. Первые ряды зрителей даже встали, чем вконец растрогали режиссера.

Как рассказал Александр Прошкин, сюжет картины был взят им из жизни.

Рыжеволосая Клавдия работает в охране большого металлургического завода и  мечтает обрести простое женское счастье – родить ребенка. Живет девушка на плавучем дебаркадере вместе с парализованным отчимом (Виктор Сухоруков). Однажды во время дежурства она задерживает вора (Антон Шагин). Нарушитель, пытаясь вырваться, просто целует охранницу, а та вдруг падает в обморок. Воришка не особо заморачивается по этому поводу. Оставив девушку, он уезжает. Клавдия приходит в себя, а спустя некоторое время понимает, что… беременна. И это при том, что никаких близких отношений не было.

- Две мои предыдущие картины «Чудо» и «Искупление» я снимал в Туле, и довольно много съемок было на металлургическом заводе, построенном еще при Льве Николаевиче Толстом.

И вот каждый раз, когда мы приезжали на съемки, то очень долго проходили охрану. Я не мог понять, почему так происходит. Оказалось, что в охране работают одни девушки. В своих черных робах они сначала кажутся на одно лицо, а потом, после смены я как-то увидел их в платьях.

Оказалось, что одна краше другой. Я познакомился с ними, и выяснилось, что судьба почти у всех непростая: не очень хорошо с мужьями, кто-то сбежал, у кого не было мужа вообще, у кого-то есть дети, а у кого-то нет. Глядя на этих девочек, у меня родилась идея снять фильм о судьбе молодой женщины в русской провинции.

- Я хотел снять щемящую, добрую, и местами веселую картину, - признался А. Прошкин. На деле работа получилась довольно двойственная, с одной стороны - фарс на грани гротеска, с другой - библейский подтекст с явным морализаторским уклоном.

Режиссер высоко оценил работу Марии Коровиной, заметив, что перед ней стояла нелегкая задача.

- Когда я начинал этот фильм, то понял, что наши замечательные московские артистки сыграть это не смогут. Не потому, что они хуже, просто они живут другой жизнью. Жизнь за пределами Москвы не лучше и не хуже, она другая. В Москве живут другими интересами, другими темпоритмами.

В провинции жизнь более человечная и гораздо больше внимания уделяется первооснове жизни, человеческому чувству и дружбе, товариществу, именно поэтому я и искал артистку вне Москвы.

Знаете, какую SМS она послала кому-то в первый день съемок? Я случайно подсмотрел: «Сегодня целовалась с Шагиным…»

Интересно, что в фильме занят еще один бывший актер из Сыктывкара – Николай Бутенин. Он давно уже живет в Туле и часто снимается в фильмах Александра Прошкина. В «Охране» у него небольшая роль священника. Вот, что рассказал режиссер о его прототипе.

- Герои фильма живут в этом мире, они реальные люди. Там совершенно чудесный молодой священник из Тулы, умнейший человек, в отличие от старшего поколения, образованнейший. Но он живет в современном мире, ему нужно строить, поэтому он всегда с телефоном, всегда на связи. Когда он получил приход, там были одни наркоманы и сектанты. За два года он все преобразил, восстановил храм...

Корреспондент «НЭПа» успел пообщаться с режиссером еще несколько минут после встречи со зрителями.

- Андрей Александрович Прошкин – ваш сын, тоже режиссер. Как вы относитесь к его творчеству?

- С нежностью и уважением. Фильм «Орда» видели? Недавно по Первому каналу прошел его сериал «Переводчик» - очень симпатичная картина. Он другой режиссер, но мы очень близки с ним. Сейчас в кино невозможно работать, поэтому он снова готовится снимать для телевидения.

-Нет ли в ваших планах снять фильм про ученых?

- Я уже это сделал: снял фильмы про Ломоносова и про Вавилова.

- А про современных ученых? Что-то типа «9 дней одного года»?

- Нет, такой фильм сейчас сделать невозможно, потому что время другое, все другое. Где наши ученые? Они в Америке сидят, а здесь нищенствуют. Про это делать? Про это итак все знают. Социальные вещи – это журналистика, а мы снимаем про душу человеческую. Не важно, кто он – ученый или сапожник, или даже просто конь, как в «Холстомере».

- Все героини в ваших фильмах не являются эталоном женской красоты. Они хороши изнутри, но не внешне. Вы сознательно делаете такой выбор?
- Просто у нас с вами разные вкусы. Я считаю, что Чулпан Хаматова , например, очень хорошенькая. И Машка тоже. Я не люблю дешевый эталон, стандарт, он мертв. Это все искусственно. Все наши телевизионные красавицы мне даром не нужны, там жизни нет, дыхания. Кроме алчности в глазу ничего нет, поэтому я сними и не работаю.

- Вы первый раз выезжаете с фестивалем «Сталкер»?
- Нет, я всегда с ними работаю. Они берут мои фильмы, а я езжу. На самом фестивале в Москве я редко бываю. Смысл не в том, что происходит в Москве, а в том, что мы имеем возможность приехать в другие города, показать и поговорить. Нас все время убеждают в том, что то, что мы делаем, никому не нужно, а нужен сплошной камеди-клаб. После таких встреч, как здесь у вас, у меня создается впечатление, что мы еще нужны.

- Фамилию Глотова своей героине Маша сама предложила?
- Это было в сценарии еще до появления Маши.

- Тогда это просто чудо. Потому что Маша из Удорского района, а там есть деревня Глотово.

- Возможно. И «Сыктывкар» появился до Маши, хотя, может, это была импровизация актрисы, как и фраза «солнечный Коми». Маша для нас свежее существо. Она нигде не врет, она же рассказывает про себя. Я так думаю, что она тоже не очень благополучный человек, не очень пока состоявшийся. Но если у нее появилось звездное заболевание, то… задушу при встрече.


Наша справка

Мария Коровина родилась и выросла в деревне Муфтюга Удорского района. Окончив седьмой класс, поступила на гуманитарное отделение Гимназии искусств при Главе РК. Затем продолжила обучение в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Вернувшись в Сыктывкар, поступила в труппу академического театра драмы.

За несколько сезонов успела сыграть 13 ролей, в том числе Валентину в спектакле «Прошлым летом в Чулимске», Беатриче Распони в постановке «Truffaldino il servitore» («Слуга двух господ»), невесту в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше».

Александр Прошкин известен своими картинами «Холодное лето пятьдесят третьего» и «Чудо», «Живи и помни», «Доктор Живаго», «Увидеть Париж и умереть». Скоро на экранах появиться еще один новый фильм режиссера –«На позднем перелете» по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота». Главные роли в картине исполнили Евгений Цыганов и Чулпан Хаматова.

Елена Шелест


Комментарии (2)

ava01
М. 24.10.2015 20:43
Надо будет посмотреть
0
ava01
Варвара 02.11.2015 22:31
Интересно
0
ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами