Галина Архиповна и дети, живущие "по понятиям"

Галина Архиповна и дети, живущие "по понятиям"

В ДЕНЬ ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ФАЛИНА. УПОКОЙ, ГОСПОДИ, ЕГО ДУШУ

Школа номер 25 на улице Голубятникова в Казани. Завучем там работала Галина Алексеева, мама моего друга Володи Фалина. ...



Маришку сбила машина в Москве в ноябре 1985. Она только что поступила в аспирантуру. Сережке тогда было 5 лет..., почти два года он был у Маришкиных родителей в Краснодаре.

Маришкины родители, Владимир Николаевич и Нонна Николаевна, сказали мне тогда, в том ноябре, когда попрощались с дочкой: ”Оставь нам Сережку, хоть на полгода. Иначе мы умрем. Сережка уехал с ними в Краснодар. Полгода превратились в два. Каждые три месяца я летал в Краснодар. А в Казани… - год меня еще держали в аспирантуре. Потом пришлось уйти. Лежал в больнице. В неврологии. У меня тогда вдруг обнаружилось повышенное давление, диагноз ставили – вегето-сосудистая дистония. А, на самом деле, просто не хотелось жить.

Сережку не отдавали. А ругаться, добиваться было нехорошо. Дескать, у тебя ни кола, ни двора. Ни жены, ни семьи. О Сережке, дескать, и позаботиться не сможешь. И как-то подтолкнули меня к мысли, что это – единственный выход.

В одной из больниц познакомился с медсестрой Оленькой. Умница, красавица, заботливая, нежная. Наверное, любви высокой у меня не было. Но было светлее и теплее. Вышел на работу, в школу номер 25, вести математику. И, сразу после свадьбы, поехал за сыном.

Родители Маришки, наверное, уже думали, что Сережка останется с ними навсегда. Но в тот момент уже я не мог без него. А у них все же был еще и старший сын Игорь.

Их рана чуть зажила, а моя нет. Счастливый, вернулся в Казань. Сейчас не знаю, прав ли я был. Тогда – не сомневался. Сережка не принял Олю. Она делала все, что было в ее силах… И через год мы с Олей расстались. Остались вдвоем. Я не уверен, что я был лучшим на свете папой. Там, в Краснодаре, он был принцем. Там все было посвящено ему. Любой каприз…

А я начинал работать. Школа была абсолютно гопнической. Но Галина Архиповна, Володина мама, была учителем от Бога, она любила детей, любила своего сына и его друзей. Она была убеждена, что школа и дети спасут меня от любого повышенного давления, от любой дистонии. Она светло и высоко относилась ко всем детям и школьники отвечали ей тем.

На детские шалости, проказы и даже хулиганство она реагировала должным образом, не переставая любить этих хулиганов. Мне «повезло»: стал вести математику в седьмых-восьмых классах. Детки там были, мягко говоря, сложные. В одном из моих восьмых классов училась девочка, которую изнасиловали десятиклассники. Это было групповое изнасилование, в котором участвовали ее одноклассники. Старших отправили в колонию, а младшие продолжали учиться вместе с ней в одном классе.

К математике они были равнодушны. В той ситуации я для себя решил – ставить пятерки тем, кто делает хоть что-то. А остальным – тем, кто не делает ничего – двойки. Первую четверть меня ни во что не ставили: ругались на уроках матом, кидались карандашами и мелками. Они не верили, что я и в четверти поставлю двойки. «Вас из школы выгонят», — улыбались и продолжали жить по своим правилам. … Я поставил 17 четвертных двоек.

Дети насторожились и чуть-чуть подтянулись. Но учиться по-прежнему никто не хотел.

На помощь пришел случай. Один из самых отъявленных хулиганов предложил вместо урока математики отремонтировать парту. Его задело за живое когда-то моя фраза: «Учиться – это труд». А если они сидят на скрипучих стульях и не могут их починить, когда это совсем нетрудно, то это говорит о том, какими мужчинами (мужчинами ли?) они растут.

Я согласился с предложением мальчишки – получив в ответ обещание сделать уроки. За урок он не справился, хотя работал вместе с откуда-то взявшимся другом, который был на голову его выше и явно не 14 лет.

Я ходил к учителям, отпрашивал моего хулигана с других уроков. … А парень жил «по понятиям», худо-бедно сделал домашнее задание. Я поставил ему пятерку. Попросил дневник, которого у него с собой не было. Потом принес – надо было видеть, что это был за дневник!

На следующий день пришла его мама. Она не поверила пятерке по математике. Первой в его жизни пятерки по математике! С тех пор я считаю, что принципиально важно завышать оценки детям, которые это заслужили. Это их классно мотивирует!

Потом мы ходили в походы, таскали тяжелые рюкзаки, жгли костры, пели песни. Один из походов – в начале января, через Волгу, без тропы. Волга у Казани – несколько километров в ширину. Кто-то заплакал. А кто-то выдержал, помогал идти тем, кому трудно и плохо… После того, как мы испытали друг друга на прочность, стали здороваться за руку – они почти перестали при мне ругаться матом. … К концу года осталась только одна двойка.

Наши школы, плохие и хорошие, как правило, ориентируются на необходимость передачи детям знаний, умений, навыков. Хотя знания сейчас, в 21 веке, можно получить самостоятельно, с помощью компьютера. Правда, и раньше в школе можно было учиться самостоятельно, с помощью книг.

Так вот, школы «знаниевого» типа проигрывают школам, ориентирующимся на мотивацию ребенка. Уже тогда, в 80-х, я начал задумываться о необходимости школы иной структуры. И сразу, с друзьями и единомышленниками, мы стали пытаться строить такие школы.

Так, через несколько лет после 9Ж класса физматшколы МИФИ появилась новая площадка для эксперимента. Мы стали менять ориентацию со знаниевой на мотивационную сначала на Малом физфаке, потом создавать Экспериментальную школу-лицей и Академический колледж…

Но как вечны Инь и Янь, так и вечна история борьбы Добра и Зла. Малый Физфак превратили в подготовительные курсы для поступления, школа-лицей и Академический колледж были ликвидированы, а затем воссозданы в виде лицея номер 33 с послушным и правильным директором.

На фото - Галина Архиповна в молодости и она же в те годы, когда я ее знал.

Павел Шмаков
Источник: vk.com/id15087879

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Использование авторского контента и фотографий портала в коммерческих целях разрешено только с письменного согласования.
Написать в редакцию

Напишите нам